Для того чтобы следовать правилам и понимать границы, детям необходимо развивать самоконтроль. Развитие самоконтроля начинается с рождения и продолжается на протяжении всего детства. Как родители и близкие малыша могут помочь ему развить и применить это умение?
Самоконтроль – это способность справляться с сильными чувствами и останавливать себя от недозволенного поступка. Дети младшего возраста учатся самоконтролю в процессе общения с любящими взрослыми и сверстниками.
Малыши и самоконтроль
Малыши громко и ясно выражают свои сильные чувства. «Нет!» становится любимым словом. Малыши также могут легко расстраиваться, потому что они уже много чего хотят сделать, но многого ещё не могут. Вот пример того, как малыши учатся самоконтролю:
15-месячный малыш бросает свой игрушечный грузовик через всю комнату и начинает смеяться над тем, как тот разбивается и грохочет. Когда воспитательница зовет его по имени недовольным голосом, он поворачивается с удивленным выражением лица. «Не надо бросать грузовики», – говорит она ему и протягивает игрушку обратно. «Ты можешь толкать грузовик или катить его», – воспитательница показывает, как можно играть с игрушкой. Ребенок снова бросает грузовик и смотрит на воспитательницу, чтобы увидеть, что произойдет. «Правило – не бросать грузовики. Я сейчас уберу этот грузовичок ненадолго, а ты можешь побросать этот мягкий мячик, хорошо?». Он немного поплачет, но когда увидит, что не получит грузовик обратно, с радостью начнет бросать мяч.
Малышам еще не хватает самоконтроля, и у них пока еще не хватает памяти, чтобы запомнить правила и ограничения. Вы поможете им развить самоконтроль, терпеливо повторяя правила и мягко отвлекая их другим занятием.
Что вы можете сделать:
Остановить поведение. Например, крепко, но нежно, возьмите ребенка за руку и серьезным голосом скажите: «Не бить. Это больно».
Помогите ребенку успокоиться. Когда ребенок срывается, он сообщает, что не может справиться с собой. Утешая его, вы помогаете ему научиться успокаиваться самостоятельно и даёте необходимую в этот момент поддержку. Некоторым детям нужно сменить обстановку, чтобы успокоиться. Можно создать безопасное место, где дети смогут отдохнуть, где у них будут успокаивающие предметы, такие как мягкие животные, подушки, раскраски. Этот подход наиболее эффективен и будет помогать уже на этапе, когда ребенок окажется в этом пространстве.
Обозначьте чувства ребенка. Это даст ему возможность почувствовать, что его понимают, и это поможет ему успокоиться. Объясните, что с ним происходит: «Ты так злишься, что Савва забрал твою игрушку. Это нормально – злиться. Но бить нельзя. Это больно».
Помогите ему выразить чувства. Например, можно покричать, использовать слова, если ребенок вербальный, или другие стратегии, такие как нарисовать рисунок о своих чувствах, попрыгать высоко-высоко или ударить подушку, если это приемлемо.
Помогите ребенку решить проблему. Например, подойдите вместе к «Савве» и попросите вернуть игрушку. Помогите детям разобраться и прийти к компромиссу – используйте таймер, чтобы помочь детям играть по очереди.
Перевод статьи Zero To Three. Больше интересного – в нашей группе ВКонтакте.
Информируем о ранних этапах развития и социализации ребенка в рамках благотворительного проекта #РастиВместе при поддержке фонда Президентских грантов.