По образованию я тифлопедагог, в службе работаю руководителем и учителем-дефектологом. В работе с детьми я не ориентируюсь на дефект, поэтому больше люблю говорить, что я специальный педагог.
Ранняя помощь не делит детей по особенностям, поэтому специализации у нас нет — к нам обращаются семьи с детьми с задержкой речевого и психо-речевого развития, с РАС и ТМНР, с двигательными и генетическими нарушениями, с нарушением слуха. Мы работаем с семьями с детьми от 2-х месяцев до 3 лет.
Как специальный педагог я знаю, что одна из задач, которая стоит перед ребенком в первые 3 года жизни это освоить свое тело, знаю, что двигательное развитие ведет за собой познание, знаю, что движения запускают работу всех сенсорных систем, знаю, что осваивая новые движения, ребенок становится более самостоятельным, нарастают его компетенции, повышается качество жизни самого ребенка и его семьи. Поэтому я на курсе.
Хотелось бы после обучения научиться смотреть на ребенка глазами физ. терапевта, владеть конкретными приемами обучения ребенка с интеллектуальными и тяжелыми двигательными нарушениями новым навыкам, понимать, что делать если у ребенка крайне низкая мотивация, как я могу помогать, на что обращать свое внимание и внимание родителей, к каким специалистам и куда направлять семьи, чтобы предотвратить вторичные нарушения, как на занятиях и дома использовать подручные средства для стабилизации позы ребенка во время кормления, купания, приема пищи, приучения к горшку, умывания, самостоятельной игры. Какие есть технические средства, гаджеты, адаптированные приспособления для помощи ребенку и семье.
У нас в службе работает междисциплинарная команда: специальный педагог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед. Среди нас есть опытные и молодые специалисты. Раньше к нам родители обращались самостоятельно (сарафанное радио, соц. сети). Сейчас семьи обращаются по рекомендации логопеда из районной поликлиники, так же к нам направляют из отделения катамнеза ДГБ№ 1, больницы святой Ольги, ИРАВ).
Если попробовать обобщить вопросы, с которыми к нам обращаются, то это:
- беспокойство мамы по поводу возможных, на ее взгляд, задержек в развитии ребенка и особенностей его взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- «почему мой ребенок так себя ведет, с ним что-то не то или я его (ее) плохо воспитываю?»;
- мама видит у своего ребенка черты РАС;
- сложности с социализацией и адаптацией детей;
- у нас не получается играть и взаимодействовать с ребенком;
- желание родителей/рекомендация врачей провести диагностику уровня развития ребенка.
Ежегодно в апреле-мае каждую неделю мы проводим совместные прогулки детей СРП с детьми младшей группы детского сада. Совместные прогулки учат наших детей находиться в большом коллективе сверстников, участвовать в совместных активностях, помогают детям накапливать опыт взаимодействия со сверстниками.