Новости

«Не важно сколько игрушек у ребенка или какие развивающие занятия он посещает, на консультации мы спросим у родителей о социально-эмоциональном опыте ребенка и качестве отношений с близкими»

Новости
О бережном детстве и первом русскоязычном издании DC:0-5™, на основании которого специалисты "Центра психического здоровья ребенка и семьи" проводят диагностический этап сопровождения семей, мы поговорили с клиническим психологом, специалистом по психическому здоровью детей раннего возраста - Шахнозой Настретдиновой.

Что такое психическое здоровье ребенка и что на него влияет?
Психическое здоровье – это не отсутствие болезней или диагноза, а состояние психического благополучия. У ребенка в разные периоды жизни – разные потребности. Когда я понимаю, какие потребности у моего ребенка, могу ему помочь с их удовлетворением и при этом, я не мешаю его естественному развитию – я способствую его психическому благополучию. Соответственно, психическое благополучие может быть достигнуто и при наличии какого-то диагноза.

Как Диагностическая классификация: 0-5* помогает Вам в работе?
Классификация помогает систематизировать информацию о семье и ребенке, дает опорные точки при диагностике и это позволяет нам глубже, полнее анализировать случай. Оценка строится на основании так называемых Осей, где первая Ось посвящена клиническим расстройствам, а остальные (со второй по пятую) – физическим особенностям, навыкам ребенка, риск факторам, среде, в которой он растет и его отношениям с близкими взрослыми. Каждый из этих аспектов жизни ребенка имеет важное значение для его психического здоровья. Родителей могут удивить наши вопросы на консультациях: зачастую не так важно сколько игрушек в доступе у ребенка или какие развивающие занятия он посещает; при этом мы точно спросим об окружении, социально-эмоциональном опыте ребенка, о рождении и качестве отношений с близкими.

Почему так важен контекст отношений ребенка с близким взрослым в раннем возрасте?
Мы уже знаем из научной литературы, что привязанность формируется в первые полгода – 8 месяцев. В первый год жизни ребенок начинает распознавать своего близкого взрослого или круг близких, которые помогут ему развиваться. Он говорит – «я доверяю тебе, а ты мне покажешь, как доверять миру». И если в этой связке что-то ломается, то основа развития становится шаткой. Если ребенок все время беспокоится о том, кто обеспечит ему безопасность, в том числе – психологическую, то о каком благополучии может идти речь?

Что для Вас особенно ценно в этой классификации?
Мне нравится ее гибкость и бережный подход к личности ребенка. Например, если мы видим, что ребенку не хватает каких-то навыков, мы не спешим вмешиваться в его развитие, а в первую очередь, исследуя остальные Оси, пытаемся понять, что именно помешало его естественному развитию в тот или иной период времени. Бывает, что из 4-5 областей развития ребенок по двум даже опережает возрастную норму, а по остальным он более ровный или отстает. Почему так получается? Это поле для нашего исследования в диагностическом периоде. Это может быть индивидуальная история – ребенок рано начинает ходить, но позже говорить и это обусловлено его темпом развития. А может задержка речи обусловлена средовыми факторами: у ребенка нет пространства для речи. Нам важно исследовать эти детали и дать наиболее полную обратную связь семье. ДК:0-5 – это про внимательный индивидуальный подход. И мне это кажется очень важным в нашей работе. Дети уже рождаются все разные, с какими-то особенностями, предрасположенностями и возможностями. И наша задача отследить темп развития конкретного ребенка, его личную динамику. Сориентировать родителя, когда нужно просто подождать, не мешать, а когда срочно действовать. Вот эта многомерность, с которой классификация смотрит на ребенка позволяет очень точно оценивать и анализировать развитие и состояние. Мне кажется, ДК:0-5 призвано распространить новый для нашего общества взгляд на раннее детство. И в этом подходе ключевое – понять: как лучше для ребенка и семьи.
DC:0-5™ Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет – признанная международным научным сообществом, современная, научно обоснованная классификация нарушений психического здоровья и развития младенцев и детей от 0 до 5 лет.
DC:0-5™ описывает структуру постановки диагноза, основанного на многомерном анализе развития, отношений и особенностей жизни ребенка в разных контекстах. Анализ и оценка строятся на основании так называемых Осей (I-V), где Ось I посвящена клиническим расстройствам, а остальные – контексту, в котором особенности расстройства проявляются.
Перевод последней версии классификации DC:0-5™ (Версия 2,0, Вашингтон, 2021 год) подготовлен командой проекта «Ранняя помощь и психическое здоровье» ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас» в сотрудничестве с рядом партнерских организаций: ZERO TO THREE, Каритас Оснабрюк, кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ и ИТД «Скифия».